Планы эвакуации: пожара может и не быть, но запланировать обязан!
План эвакуации – это комплект документов и схем, который описывает последовательность действий при пожаре, направления движения людей к выходам.
При возгорании или иной опасной ситуации люди будут руководствоваться схемой, которая размещается во всех помещениях, коридорах, местах общего пользования в здании.
Оформлением планов эвакуации занимаются специалисты в сфере пожарной безопасности. Это гарантирует, что документ будет соответствовать ГОСТ Р 12.2.143-2009, фактической планировке здания и помещений.
Для каких объектов и организаций нужны планы эвакуации
Основным нормативным актом, по которому оформляются планы эвакуации, является ГОСТ Р 12.2.143-2009.
Также до конца 2020 года применяется Постановление № 390, которым утверждены нормы противопожарного режима на предприятиях. Этим документом предусмотрена обязательная подготовка планов:
- в строениях и организациях, где предполагается массовое пребывание граждан (например, административные здания, ТЦ, медучреждения и т.д.);
- на объектах, где на этаже предусмотрено 10 и более рабочих мест.
С 1 января 2021 года вступает в силу Постановление № 1479, по которому будут определяться требования к противопожарному режиму. Постановление № 390 утратит силу.
Обеспечить разработку и применение планов эвакуации при пожаре, размещение схем на всех этажах здания обязан руководитель предприятия, владелец объекта.
Планы эвакуации разрабатываются на каждый этаж здания. Следовательно, для многоэтажного объекта планов будет несколько. Изображение взято из интернета.
Виды планов
По ГОСТ Р 12.2.143-2009 можно разработать и использовать следующие виды планов:
- сводный – оформляется на основе поэтажных и секционных планов;
- этажный – оформляется отдельно на каждый этаж здания, учитывает планировку помещений, мест общего пользования;
- секционный – оформляется на группу помещений, если площадь этажа превышает 1000 кв. м., а выход людей будет затруднен сложными или длинными коридорами, преградами;
- локальный – оформляется на помещение (отдельный офис, комната и т.д.).
Сводный план применяется для координации действий при ликвидации пожара. Поэтому он обычно хранится у лиц, отвечающих за противопожарную безопасность, передается специалистам МЧС после их прибытия на место тушения.