Зарядка тяговых аккумуляторных батарей
Тяговая аккумуляторная батарея создана для постоянного обеспечения энергией, и при этом её нормальный режим – это интенсивная работа. Основная привлекательная особенность таких батарей – это их чрезвычайно высокая емкость. Но такие батареи также требуют и специфического ухода. Особенно важно при интенсивной работе выдерживать ровный режим заряда и разряда батареи. В этом огромную роль играет зарядка. Тяговые аккумуляторы достаточно чувствительны к неправильной зарядке.
Тяговая аккумуляторная батарея всегда должна быть чистой и сухой. Нельзя допускать каких-то сторонних утечек тока, все оборудование должно быть исправно. К тому же нужно следить за уровнем заряда батареи, и разряжать её рекомендуется не более чем на 80 процентов. Особенно актуально не делать глубокий разряд для новых батарей, которые еще не успели «раскачаться».
Каждая тяговая аккумуляторная батарея состоит из отдельных банок, которые выдают напряжение, в среднем, около 2 В. Весь аккумулятор состоит из последовательно соединенных банок, которые и выдают в сумме, скажем, 48 В. А вот емкость аккумулятора может зависеть от многих факторов. На нее влияет температура и скорость разряда. Чем медленнее разряд, тем выше емкость батареи, ввиду более глубокой химической реакции. При понижении температуры емкость батареи падает весьма стремительно по той же причине.
Заряжать батарею можно прямо на машине. Это вполне резонно, ведь такие батареи весьма громоздки и снимать их каждый раз очень проблематично.
Для начала батарею нужно отсоединить от машины. Батарею до начала процесса зарядки нужно привести в идеально чисто состояние, вытереть её, подсушить. При зарядке все вентиляционные отверстия должны быть открыты, а помещение должно хорошо проветриваться. Заряжать батарею нужно специальным типом выпрямительных зарядных устройств. Для свинцово-кислотных батарей это один тип устройств, для щелочных – уже другой.
Если заряжать батарею при низкой температуре, то достигнуть её номинальной емкости не получится. При низкой температуре батарея маловосприимчива к заряду. Таким образом, получится либо недозаряд, либо с поднятием температуры произойдет перезаряд – и то и другое состояния крайне нежелательны и оба ведут к дальнейшей потере емкости батареи.
Батареи перед зарядкой нужно проверить. Необходимо замерить напряжение нескольких банок, а также замерить уровень электролита. Если уровень низкий, то необходимо долить дистиллированную воду, чтобы поверхность электролита находилась на 1-1,5 см выше уровня свинцовых пластин. Нельзя доливать сам электролит! Уровень падает из-за испарения воды, то есть растворителя, а ведь само активное вещество остается внутри – его лишь нужно снова разбавить.
После выполнения всех этих требований можно приступать к процессу зарядки батареи. Зарядка тяговых аккумуляторных батарей должна происходить в автоматическом режиме, зарядное устройство само будет контролировать весь процесс от начала и до конца. Крайне нежелательно вмешиваться и обрывать процесс заряда – это также будет снижать емкость батареи.
Зарядка должна происходить при температуре от +10 градусов. Следует учитывать, что при зарядке сама батарея нагревается примерно на 10 градусов, и в жаркую погоду, при температуре +30 это стает очень важным обстоятельством. Если батарея прогрелась до 40 градусов, то это уже должно привлечь ваше внимание. +50 градусов уже требуют остановки процесса зарядки, так как он становится опасным.
При должной эксплуатации, и при правильной зарядке тяговая батарея выдерживает около полутысячи полных циклов заряд-разряд. При частичных же, то есть, правильных разрядах, батарея способна непрерывно служить 5-6 лет. В общем и целом данный тип батарей неприхотлив и долговечен, он изначально ориентирован на тяжелые условия работы.